Скандалы, интриги и расследования на почве воровства и заимствования идей встречаются в каждой сфере на всех этапах производства: от простого креатива, до построения всего бренда. Иногда подобные моменты игнорируются, иногда перерастают в громкий инфоповод с обвинениями друг друга.
Так, в начале октября 2024 овнер 1win написал пост, в котором рассказал о плагиате со стороны Mostbet и навел шума среди комьюнити. Наша задача вспомнить остальные кейсы с подражанием, которые засветились в последнее время.
1win и 99 копирований
Со слов того же овнера 1win, Mostbet паразитируют на их идеях уже более двух лет. Копирование происходит на всех этапах: от рекламных креативов, до съемок мерча в порно и запуске новых продуктов. Несколько примеров показаны на канале овнера 1win. Кроме простых креативов, Mostbet брали и идею для видео, где проводят блиц с арбитражниками:
Можно пойти дальше и скопировать не SMM, а целый стиль бренда 1win. Так поступили ребята из Traffis, и теперь страницу сервиса тяжело отличить от оригинала:
Из поста овнера понятно, что 1win не против задавать тренды для других, но копировать их точь-в-точь не круто:
«Конечно, приятно, что мы задаем какие-то тренды, но в данном кейсе доходит до безумия и повторяется абсолютно всё: начиная от SMM, заканчивая маркетингом и продуктом. Зачем что-то придумывать, если можно скопировать 1 в 1?»
Кроме копирования стиля 1win, Traffis сделали коллабу с Partnerkin, промо которой напоминает аналогичную коллабу 1win и G GATE:
Там в центре сюжета тоже показана графика, где дорогая машина едет по ночному городу, а водитель залипает в название коллаборации.
G GATE, говорящая голова и самолет
Саша Уснул заметил, как Inside Aff копируют идеи G GATE: от простых текстов, до креативов. По началу он тактично молчал, но не смог пройти мимо скопированного поста, под которым G GATE обвиняли в использовании ChatGPT:
Кроме текстов Inside позаимствовали и перфоманс G GATE с самолетом, чтобы использовать его в своих креативах:
Заимствованием идей занимаются и для конференций. Например, организаторам BROCONF понравилась идея G GATE с огромной головой на экране, поэтому они решили использовать ее у себя:
В этом G GATE, конечно, не основатели, — говорящую голову на экране уже использовали в других сферах: от презентации техники, до музыкальных концертов.
Также идея G GATE с шоу «Guess Who» понравилась ребятам из Diasp. Там решили взять видео G GATE за основу, но вместо фотографий представителей сферы сыграли с гостями в ассоциации:
Мы спросили мнение самого Саши Уснул по поводу копирования идей:
Как относишься к воровству идей в сфере арбитража?
«Как отношусь — около-безразлично. У нас очень ленивая ниша. И, как однажды корректно выразились, «без института репутации». Ты можешь заниматься воровством, плагиатом, копиркой — о тебе сделают пост, поболтают недельку и забудут.
Я точно не люблю, когда мою работу (то, что делается в G GATE — по большей части, мои идеи) выдают за свой труд и «оригинальное решение». Вот это раздражает. У меня был кейс с 22Бет веселый:
Там работала девочка SMMщица, в Линкедине — эксперт в iGaming-нише с 3-летним опытом, рерайтит новости о лицензировании гемблы в Дубае и все такое. Короче, просто золото.
По факту — берет видосы с русского ютуба, прогоняет через переводчик и переделывает в посты для соцсетей. Когда я ткнул в это, на меня наслали армию ботов, хед 22Бета СНГшный проигнорировал, и все вот так просто ЗАМЯЛОСЬ. Вот такие кейсы — позор, как для компании, так и для ниши».
Нормально ли, когда берут чью-то идею, адаптируют и вносят что-то свежее. Считается ли это за воровство?
«Не видел, чтобы чью-то конкретную идею в нише брали и докручивали. У нас скорее берут идеи из других ниш, где все более креативно, и адаптируют под арбитражную. Такое иногда очень хорошо отрабатывает.
В целом, взять чужую идею, докрутить и сделать нормально — как будто бы неплохо. На вашем примере: взять упадническую онлайн-конфу, частично — ее название, и сделать нормально. Ну а почему нет? На выходе люди в AdDays получили какие-то интересные доклады, прикольные диалоги, дебаты там, вот это все. Это же не придумано с нуля, но и до вас такого в рамках онлайн-конф никто не делал. Это уже эксперименты, а эксперименты = смелость, от меня в таком случае — уважение».
Коллективный разум партнерок и кран-машина
Схожие идеи могут быть не только у 2 сторон. Например, идея с хватайкой пришла в голову сразу трем представителям арбитражной сферы: Traffic Devils, Royal Partners и Vavada. По датам идеи нахлынули так: Vavada — 19 июля 2024, Traffic Devils — 12 сентября, Royal Partners — 13 сентября.
Подобная идея уже была реализована другими компаниями извне неоднократно:
Взять рекламный подход из другой сферы и адаптировать под арбитраж — тема распространенная и логичная. Однако, когда сразу 3 конкурирующих бренда практически в одно и то же время приходят к одной идее, — странно и подозрительно.
Эксклюзивный мерч для всех
Самые противоречивые кейсы с плагиатом — мерчи. Можно ли идею украсть — непонятно. Никто из сферы явно не был первооткрывателем, но комьюнити не остановить. Самые внимательные заподозрили Private.inc в копировании идеи Pin-up Partners с мерчом на купальнике:
В таком плагиате можно обвинить любую контору и вещь: от брендированного брелка, до худи и вывесок. Интереснее, когда подражатели берут чужую идею и называют ее эксклюзивом, которого ранее не видел свет, как, например, Inside:
Вся эксклюзивность пропадает, если просто вбить в поиске эту популярную фразу. Там найдется одежда с таким текстом разных форм и цветов:
Хотя приписка «community» действительно добавляет эксклюзивности.
CPA BRO и котлеты из McDonald’s
В этом кейсе идею тоже заимствовали, но не у конкурентов. Кроме BK, месяцем ранее подобный «разбор бургера» уже был и у онлайн-магазина детских игрушек:
Стоит отметить, что в CPA BRO улучшили идею другой сферы и адаптировали под себя, а не копировали прямых конкурентов без добавления чего-то свежего.
Итоги
Копирование, воровство и адаптация — взаимозаменяемые понятия, которые меняются в зависимости от интонации комьюнити. Если взять чью-то идею и внести туда что-то новое — одобряемо. Если материал скопировать 1 в 1 и выдавать за свое — повод для шума и обвинения со стороны оригинала. Поэтому разница между воровством идеи и ее адаптацией только в том, как ее преподносят потребителям.