При ранжировании e-commerce сайтов Яндекс и Google отдают преимущество крупным игрокам. Львиную долю поискового трафика получаются популярные магазины, причем в ТОП Яндекса попадают агрегаторы, которые Google не очень любит.
Трафик
В ТОП выдачи попадают лучшие по посещаемости сайты, чем больше уников – тем выше позиции. Для роста поискового трафика необходимо так же продвигаться в других каналах. У сайтов из ТОПа высокий процент прямых переходов, переходов из почты, рекламы и социальных сетей.
ИКС
Индекс качества сайта от Яндекса также является трафиковым фактором и влияет на позицию e-commerce ресурса на поиске.
Ассортимент
Ресурсы с большим ассортиментом обычно занимают 90–98% ТОП 3 Яндекса. 45–60% – сайты с огромным ассортиментом. На средние и малые практически не остается места. Для Яндекса также важно наличие в магазине большого количества брендов. С одним-двумя брендами попасть в ТОП Яндекса очень тяжело, их доля составляет примерно 5% от общего числа магазинов, но в Google попасть легче.
Размер сайта
Для ранжирования так же важно количество проиндексированных страниц и количество релевантных URL.
Регионы, адреса и телефоны
Магазины с несколькими офисами или филиалами легче попадают в ТОП выдачи. По товарным запросам сайты из ТОП 3 Яндекса имеют, как минимум, магазины в Москве и Санкт-Петербурге, что является достаточно сильным фактором ранжирования. Для Google этот фактор немного слабее.
Примерно так же работают и другие параметры, связанные с регионами, адресами и телефонами: несколько регионов и много регионов; несколько адресов и много адресов, много телефонов. Всё это, судя по всему, маркеры того, что магазин имеет серьезную офлайновую проекцию — а значит, ему, скорее всего, можно доверять.
Коммерческие факторы
Для высоких позиций сайт должен быть удобным. Он должен содержать все элементы: витрину товаров, цены, кнопки «В корзину» и «Купить», качественные фото и понятное описание, возможность фильтровать товары по параметрам.
Наличие цен и кнопок заказа
Цены на сайтах присутствуют в 96–99% результатов Яндекса по товарным запросам, на странице – в 90–93%, а кнопка заказа – в 94–97% случаев на сайте и в 75–85% на странице. В Google значения ниже, но видна сильная зависимость от позиции сайта.
Витрина
Примерно 80% поисковой выдачи Яндекса по нашей «товарной» выборке — страницы разделов; еще около 15% — главные страницы сайтов. И лишь оставшиеся 5% достаются страницам товаров. Поэтому при поисковом продвижении особое внимание стоит уделить витринам: оптимизировать названия товаров, их текстовые характеристики и фотографии, а также настроить фильтр для товаров по параметрам. Размер витрины должен быть достаточно большим.
Связь с пользователем
На сайте должны присутствовать все контактные данные. Номер телефона, email— адрес, формы для обратной связи — чаты, звонок. Причем для поисковика наличие нескольких номеров телефона означает, что у компании несколько филиалов. Сайты с бесплатными номерами 8-800, как правило, имеют преимущество в выдаче.
Другие факторы
На большинстве сайтов из ТОПа присутствует описание способов оплаты, плюсом будет наличие способов безналичной оплаты. Из способов доставки важнее всего курьерская доставка либо самовывоз. Важна также информация о гарантии.
Ссылки и тексты ссылок
Ссылочная масса остается важным фактором в ранжировании сайта. Например, на сайт из ТОП 3 Яндекса ведут ссылки с более чем 3200 доменов, а на ТОП 3 Google — с 2800. В ТОП 30 Яндекса — более чем с 400, Google — почти 1000. Важны не только количество ссылок и «вес» ссылающихся сайтов, но и характер ссылочного профиля: хорошо, если доля ссылок, ведущих на главную страницу, не слишком велика — то есть ссылки на сайт достаточно разнообразны.
Социальные сети
У большинства сайтов из ТОПа присутствуют группы в социальных сетях. При этом самыми важными соцсетями оказались Youtube и Facebook. За ними следуют ВКонтакте и Twitter, а дальше, с большим отставанием, Instagram и Одноклассники.
Что касается ссылок «Поделиться», их важность для товарных запросов примерно такая же, как для общей выборки, или даже немного слабее (особенно, в Google). Видимо, делиться товарами в соцсетях у нас не слишком принято.
Текстовое ранжирование
Текстовые параметры в Яндексе при ранжировании по коммерческим запросам сильно связаны с попаданием в топ-30 и лишь гораздо слабее, чем в Google, коррелируют с позицией.
Похоже, текстовую релевантность Яндекс оценивает на ранних этапах ранжирования, при быстром предварительном отборе кандидатов, — а при окончательном ранжировании текстовые факторы если и учитываются, то с низким весом.
В Google текстовые параметры обычно коррелируют с позицией. Это означает, что Google учитывает тексты при ранжировании примерно так же, как учитывает другие факторы — например, ссылочные или коммерческие.
Но есть одно важное исключение. Вхождения точного запроса в заголовки страницы <title> и <h1> статистически связаны с попаданием в топ-30. Это противоречит и принципу антибуквализма — влияние вхождений точного запроса в другие зоны обычно более слабое.
То есть для Google, в отличие от Яндекса, важно, чтобы запрос присутствовал в заголовке страницы в точной форме, без изменений.
SEO тексты
Справившись со ссылочным спамом, Яндекс решил применить полученный опыт для борьбы с текстовым спамом — с большими текстовыми блоками на коммерческих сайтах.
Для этого нужно было прежде всего научиться четко различать на странице тексты разных жанров — информационные блоки, меню, карточки товаров, технические характеристики и т. п. То, что вполне допустимо на карточке товара (например, повторы слов запроса), в информационном блоке может становиться маркером некачественного текста. После выделения SEO текстов Яндекс исключил их из текстового ранжирования.
Для Google SEO блок всегда был просто текстом на странице. Не имело значения, где встретилось слово — в SEO блоке или, например, на карточке товара.
Для решения проблем с SEO текстами следует разобраться, какая информация из текста реально полезна для пользователя. Выделить полезные данные в отдельные компактные текстовые блоки. Эти блоки могут быть анонсами со ссылками, которые ведут на полную статью, например, с процессом покупки товара, где даются рекомендации по выбору или использованию товаров.
Для Google уменьшение текстовой массы можно компенсировать увеличением товарной витрины и усложнением её структуры, например, более полно и развернуто описывать товары и добавлять однострочные описания.
Что делать
- Следить за тем, чтобы текстовая релевантность страниц сайта была достаточной с учетом количества слов запроса на страницах конкурентов (в Яндексе — без учета SEO-текстов).
- Увеличивать релевантность за счет карточек товаров и других функциональных блоков, а не за счет SEO текстов. Не забывайте оформлять заголовки товаров на карточках ссылками.
- для Google запрос по возможности должен входить в <title>.
- Во всех остальных случаях слова запроса россыпью, их синонимы и т. п. важнее, чем вхождения запроса.
- Избавляйтесь от SEO текстов — в качестве временного решения можно спрятать их от Яндекса за noindex. Google этот тег не обрабатывает.
- Всё важное из SEO-текстов перенесите в функциональные блоки. Остальное удалите.