В конце октября в нише появился кейс об очередном скаме. Не то, чтобы это уже не стало чем-то обычным: реклы скамят арбитражников, арбитражники скамят партнерки, сотрудники воруют связки. Все это происходит, если не ежедневно, то пару раз в месяц — точно. Просто не все выкладывают это в паблик.
А этот кейс выложили, причем в нем попытались разобраться две аффилированные стороны, что нас, собственно говоря, совсем не устроило.
Наша редакция изучила кейс, пообщалась с Владом Рудницким, восстановила хронологию событий и сложила свое мнение насчет ситуации.
Таймлайны для лучшего понимания ситуации
Этап 1. 24 октября на официальном канале M1 появляется пост, что партнерку заскамили.
Следом пост разнесли по арбитражным каналам и чатам: кто-то откровенно смеялся, что в М1 опять воруют, кто-то искренне не понимал, как можно на протяжении долгого времени не заметить, куда пропало $150 000, кто-то просто осуждающе молчал.
Комментаторы тоже не оставались в стороне, многие пытались разобраться в кейсе, который, если честно, уж больно скомкано был написан представителями М1:
Этап 2. 27 октября во всех аффилированных медиа Дениса Лагутенко появляются статьи о скаме М1.
Так как медиа аффилированы, то, соответственно, и статья написана в том тоне и контексте, что нужны были М1. Мол, работал сотрудник, работал плохо, деньги украл, не работайте с ними.
Этап 3. На PresAff выходит «разоблачающая» статья, в которой редактор «обеляет» Влада и пытается выставить его невиновным.
Но некоторые из комьюнити засомневались в честности этой статьи, так как редактор — бывшая сотрудница Лагутенко и не совсем понятно, каким образом она ушла с места работы.
Дисклеймер: редакция CPA.RU не встает ни на чью сторону и не навязывает своего мнения. Мы лишь внимательно изучили первоисточники и пообщались с самим Владиславом, чтобы донести информацию читателям в том виде, в котором она есть. |
Что произошло с точки зрения М1
Весь материал вы можете прочитать в Telegraph, а мы пройдемся по основным пунктам.
В самом начале М1 сообщает, что ввели правило «открытого бизнеса». Это значит, что теперь все косяки будут анонсированы в паблике. И в третьем же абзаце рассказывают, что компанию покидает Владислав Рудницкий, который проработал СЕО компании М1 с 2022 года.
11 апреля 2023 года Владислав приглашает финансиста, чтобы «повысить качество предоставляемых отчетов». По словам М1, после того, как финансист был принят, Владислав замыкает все финансы на себе. С апреля 2023 года руководство М1 не видит отчетов.
Между делом в тексте пишется, что Владислав неоднократно пытался запустить собственные проекты на базе М1. Неудачные проекты, о чем, собственно, напоминало ему руководство.
В сентябре 2023 года личный финансист Рудницкого был уволен, а все финансовые операции начинают поднимать и проверять.
Проверки показывают, что деньги воровал один из подчиненных Влада Рудницкого, Владислав Ковалев. Который, на минутку, работает в компании с 2017 года.
Далее М1 пишут:« Владислав Рудницкий был уволен за неоднократные попытки привлечь в проект “дружественных” ему подрядчиков, заведения в М1 себя в качестве рекламодателя и попытку перевода наших сотрудников в свой собственный КЦ под обещание больших зарплат».
У нашей редакции возникло несколько логичных вопросов:
- За что уволили личного финансиста, если деньги воровал Владислав Ковалев?
- Причем тут Владислав Рудницкий, если деньги воровал Владислав Ковалев с 2020 года, о чем сообщили сами М1?
- Почему руководство не смутил тот факт, что с апреля 2023 года по октябрь 2023 года, а это, на минуточку, 7 месяцев, не было ни одного отчета?
- Почему М1 не предоставляет пруфов, что Рудницкий пытался захантить сотрудников и заводил себя, как рекла в партнерку?
Мы специально выделили спорные моменты, которые не состыкуются с описанной ситуацией. Кейс оставил больше вопросов, чем ответов. Для людей, которые именно вчитывались в материал, многие пункты тоже вызывали сомнения:
Что произошло с точки зрения Рудницкого
В случае с Рудницким, нам удалось пообщаться лично. Мы задали ему вопросы, которые волновали нас после прочтения кейса М1 и статьи с PresAff и можем рассказать, как ситуацию видит он.
Общение затянулось на час с лишним, но мы расскажем основные тезисы и не будем дублировать уже ту информацию, которая есть в паблике.
«Есть некое расследование самого Дениса Лагутенко, бизнес-аналитика Егора Климова и финансового директора Поповой, которая работает в холдинге, но само расследование никто и никому не показывал» — Влад Рудницкий.
Когда Денису стало известно, что деньги «куда-то пропали», Влада отключили от корпоративного мессенджера и забрали все доступы. Через пару часов Денис и Влад все же созвонились, где Лагутенко сказал, что в партнерке пропали $150 000.
«Когда мы все обсуждали, я спросил “Денис, есть ли какие-то претензии ко мне в этой ситуации? Считаешь ли ты, что я принимал участие в краже?”, “Нет, к тебе нет”, — сказал Лагутенко».
По факту, если верить словам Влада, то у Дениса нет и не было претензий к самому Рудницкому. Также Влад отметил, что он не управлял финансами целиком:
«На мне были реестры на выплаты по партнерке и колл-центру СНГ. Зарплатная ведомость, премии, обналичивание Мкоина, оплата бухгалтерских услуг и так далее» — Рудницкий.
Каждую неделю в компании проходил колл, на котором ребята отчитывались перед Денисом о тратах и прибыли.
Ситуация с «карманным финансистом» тоже получилась довольно забавной и интересной. Влад сказал, что принимал лишь финальное решение по трудоустройству, а новый финансист прошел несколько этапов собеседования перед тем, как собеседоваться с самим Рудницким.
«Я был не сильно удобен и принимал непопулярные решения» — бывший СЕО М1.
В ходе разговора Влад поведал, что Денис Лагутенко хотел неоднократно сократить СНГ подразделение М1. Оно не приносило желаемой прибыли и все 50 человек, которые там работали, казались Денису отличным вариантом для сокращения расходов. Рудницкий был не согласен с этим решением и каждый раз отстаивал право СНГ подразделения на дальнейшее существование.
Также Рудницкий рассказал, что в М1 часто были проблемы с СЕО: кто-то Мкоины обналичивал, кто-то $70 000 украл. Поэтому, когда к нему обращались уже бывшие сотрудники, и поднимали вопрос о выплатах, Рудницкий старался решать вопросы и выплачивать ЗП.
«Я никогда не был прямым руководителем Влада Ковалева, его руководителем была Наталья Плясунова»
Все данные, что Владислав передавал Лагутенко — это информация со слов Ковалева и Плясуновой.
«Мою невиновность или виновность очень легко доказать. Когда ты выводишь деньги, то это отображается в программе. Ты находишься под своей учетной записью, которую выдала IT-служба. Учетка индивидуальна и в логах видно, как каждый раз кто-то нажимает кнопку “Сохранить”.»
За месяц команда М1 не представила доказательств причастности Рудницкого к хищению $150 000. Влад много внимания уделял ситуации с увольнением и общению с Денисом, рассказывал про то, что произошло в день, когда ему отключили доступы. Мы не будем это расписывать еще раз.
Ответы на вопросы, которые волнуют многих
Основная цель созвона с Владом была не только в том, чтобы прослушать еще раз историю об увольнении с М1, но и для того, чтобы получить ответы на вопросы, которые оставляли «пробелы» во всей ситуации.
CPA.RU: Скажи, пожалуйста, как было оформлено ваше сотрудничество. Ты говоришь, что не оформляешься по ТК, в штат, в найм. А как у вас были оформлены отношения и что входило в этот договор, какие условия?
У нас были условия 150 000 рублей на первые 2 месяца, а в феврале + 75 000 к этой сумме. Итого 225 000 и KPI от чистой прибыли внутреннего рекламодателя. Помимо того еще 10% от чистой прибыли партнерки.
CPA.RU: А договор какой-то был? Оформление в компанию?
Письменного договора никакого не было. В компанию меня пригласил мой друг — он СТО в М1. Мы с ним сделали не один проект, мы делили большие суммы денег.
CPA.RU: Когда ты приходил в этот проект, ты общался с Денисом на первых этапах?
Да, 4 декабря я общался с Денисом. А перед этим 2 недели сидел, проводил стратегическую сессию с ключевыми сотрудниками М1, на которую меня он приглашал, чтобы я изучил проект изнутри уже первично хотя бы, чтобы понимать что и как.
CPA.RU: Мы бы хотели узнать о ситуациях, которые были до М1. Про тебя была публикации по факту каких-то невыплат, как я понимаю, подрядчикам на проектах, на которых ты работал. Можешь ли ты как-то это прокомментировать?
Есть статья действительно. Она заказная от чудака-программиста за недополученные 50% по выполненной работе. И эта невыплата полностью оправдана. Он не выполнил качественно и до конца свою работу, поэтому официально не получил вторые 50%. Его же мнение было другое, он говорил, что ТЗ его не устраивает.
Мне СТО рассказал, что выполнено, что не было выполнено и вторую часть мы ему не выплатили. У меня до сих пор есть документы по этой ситуации.
CPA.RU: Когда ты устраивался в М1, ты рассказывал Денису об этой ситуации?
Да, но это не во время собеседования было рассказано, а когда мы обсуждали биографию Дениса. Он рассказывал, что его кинули в одной партнерке, потом оказалось, что это родной брат его кинул, но Денис историю иначе преподносил. Мол, злой СЕО пришел, пока был в отпуске, кинул на деньги и заказал много статей про Дениса лживых.
Я ему в этот момент посочувствовал и сказал: «Я тебя понимаю, потому что про меня тоже писалось в негативном ключе, никто не разбирался, просто взяли, написали. И есть люди, которые, к сожалению, в это верят».
Так что Денис об этом знал. В одной статье он даже сказал: «Он должен был стать СЕО холдинга, но как только мы узнали, про эту статью, мы его оставили СЕО М1».
CPA.RU: Мы бы хотели вернуться к увольнению Поповой. Мы изучили статью у PresAff. У них было указано, что помимо каких-то ошибок в работе, в ходе разбирательства выяснилось, что в компании работали ее друзья и знакомые.
Да, такое было и она опять их вернула.
CPA.RU: Все знали, что там работают ее знакомые и всех все устраивало?
Ну когда я пришел мне это рассказали казначеи и фин.менеджеры. Вот представьте, что в компании нет денег, вообще нет денег. Она в минусе.
А в финансовом секторе работает 6 человек, где Попова забирает 250 000 рублей себе, и 200 000 рублей ее подруга получает. Т.е. на ровном месте полмульта в месяц уходит только на двух человек, которые плохо делают свою работу.
CPA.RU: А Денис знал, что работают знакомые Поповой и что они все не очень хорошо выполняют свои обязанности?
Он поэтому ее и уволил.
CPA.RU: То есть раньше он был не в курсе?
Думаю, что и раньше знал, в М1 кумовство есть и процветает. Тут каждый друг, брат, сват и так далее.
CPA.RU: После увольнения Поповой компания работала без финансового директора. Финансовым менеджером стала Ирина Маркелова, которая занялась перестройкой отчетности, но не довела задачу до конца из-за своего психологического состояния. Что это значит?
Она очень эмоционально нестабильный человек как оказалось. Изначально она пришла ко мне и показала частичный аудит по работе Поповой, который я потом отправил Денису на проверку.
Попова хотела убрать Маркелову в феврале, а Маркелова увидела, что я не безразличен ко всем моментам, что происходят внутри компании и интересуюсь каждой деталью.
Маркелова уверила меня, что в течение пары месяцев сможет наладить нормальную работу, потому что отчетность, которую делала Попова — это филькина грамота. Эти отчеты не давали никакой ясной картины, как работает проект, все остальные направления холдинга и так далее.
И когда Попову убрали, Маркелова 3 недели работала круто, но становилась все хуже и хуже, вплоть до каких-то эмоциональных выбросов в сторону коллег, сотрудников. Там была очень большая нагрузка, а она оказалась очень склочным человеком. И я принял решение просто убрать ее.
CPA.RU: Назарову называют лояльным к тебе финансистом, который пришел в М1. Почему так произошло? И как происходил сам отбор кандидата на эту должность? Кто участвовал в процессе отбора на собеседованиях? И кто принимал окончательное решение о приеме?
Всеми должностями занимается подразделение HR, я в этом не принимаю участие. Назарову нашли на hh.ru, насколько я знаю.
Собеседование проводил HR-директор и Маркелова Ирина. Потом Назарова сделала задание тестовое, еще раз прошла собеседование и на 3 фазу попала ко мне. И согласование выхода Назаровой на работу проходило через меня, как и всех остальных людей в компании.
CPA.RU: А почему вас связали? Из-за подхода к работе?
Во-первых, ей не 20 лет, у нее очень большой бэкграунд работы и это человек, который не держится за место. Она не будет прогибаться перед начальством и вести себя так, чтобы руководству понравились ее слова.
Например, когда к ней пришли Климов и Айса (Айса это директор по логистике внутреннего рекламодателя) и сказали: «У нас вот товар на $40 000, он пропал по сроку годности. Как можно сделать так отчетность, чтобы Денис этого не увидел? Может запишем в старые расходы?». Она это отказалась делать. В этом она мне призналась уже в день увольнения из компании.
Из рассказов Назаровой я знаю, то что на многих встречах, где они обсуждали строение фин. модели, они учили ее как работать — Айса, Климов и Денис. На что она говорила: «Ребята, у вас есть образование финансовое для того, чтобы говорить как должно быть? Исходя из того, что вы говорите на стол стул, а на стул стол — это дико».
CPA.RU: Начался процесс перестройки в финансах: Маркелова не справилась с отчетностью, пришла Назарова и какое-то время отчеты перестали поступать к Лагутенко в том формате, в том режиме, в котором были раньше. Как так вышло и были ли у Дениса по этому поводу вопросы?
Это не то что у Дениса были вопросы, они у нас у всех были. Отчеты раньше поступали раз в неделю. Но на тот момент Назарова просто не справлялась в одно лицо разбираться в текущей ситуации и делать отчеты.
И это было взвешенное решение, все понимали, что так будет. Денис знал, что какой-то будет перерыв в отчетности.
CPA.RU: То есть все об этом знали и никаких конфликтных ситуаций на этот счет не было?
Нет, не было. Когда появились первые отчеты от Назаровой, там были ошибки. Где-то формула не доставлена, помарки, мелкие ошибки на русском. Это начало еще больше раздражать всех — это 100%. Отчетов промежуточных нет, а тут в итоговых отчетах есть вот такие вот моменты, иногда она во время созвона прям их меняла.
Такое было в апреле и в мае. Но начиная с июня это было очень редко. Ну представьте, передачи дел не было и человек с нуля ведет всю финансовую отчетность всего холдинга, всех колл-центров, где куча людей: от сотрудников до вебов.
CPA.RU: Когда вы обнаружили расхождение по план-факту, что происходило дальше? Что вы делали, чтобы с этой ситуацией разобраться и почему в итоге уволили Назарову?
Каждый вторник у нас происходили встречи, на которых мы обсуждали, какие расходы будут на этой неделе и какой трафик, ориентировочно, мы сможем привлечь. На одной из таких встреч летом я говорю: «По СНГ-шным вебам мы планируем выплату $25 000, а платим $30 000. Почему у нас такое расхождение?»
Денис говорит: «Смотри, Влад. В прошлом году был кейс, когда выводились деньги дополнительные на вебмастеров. То есть вебы налили лиды, количество этих лидов сначала уменьшали, а затем увеличивали».
Эту схему он рассказал при Назаровой, при Климове и других сотрудниках. Назарова говорит — ок, я буду разбираться в этом направлении. И пошла это делать. Она начала с каждым аффом контролировать выплаты.
Назаровой нужно было больше времени и информации, так как она работала над всем одна. Она написала в общем чате, где я, Денис и Климов, что нужно больше времени, чтобы разобраться в ситуации.
Тогда Денис пришел ко мне и говорит: «Ты посмотри, она еще и не успевает ничего. Все. Надо менять. Потому что все, что она делает — низкокачественное и т.д». Я не стал спорить, так как финансовый сектор — это полностью зона ответственности Лагутенко.
CPA.RU: Как вы взаимодействовали с Владом Ковалевым до всей этой ситуации? Были ли какие-то слухи про него, почему в итоге оказалось, что он и ты оказались виноваты в этой ситуации с пропажей $150 000?
Это Денис написал, что мы виноваты. Я в этой ситуации, еще раз повторюсь, никак не замешан.
Я видел Ковалева на встречах, потому что приходил на каждую встречу всех подразделений, и слушал его отчетности перед руководителем. Мы еще виделись на встречах по ресейлу. Это встречи, на которых тимлиду направления буржа внутреннего рекламодателя докладывали о работе ресейла.
Больше никаких дополнительных коммуникаций не было с ним.
CPA.RU: На вопрос, за что тебя уволили из компании, Денис ответил: целый букет вопросов по всей деятельности, начиная с попыток привлечь друзей-подрядчиков и попытка перевода сотрудников в свой собственный КЦ под обещание больших зарплат. И уже финальной точкой стала история с хищением $150 000.
Он предъявлял претензии по работе? Что это за обвинения про привлечение друзей, откуда пошла эта история?
Странные обвинения. Единственная, кого я привлекал в работу в М1 этой весной, это пиарщицу, с которой мы выстраивали маркетинг. У нас не хватало операторов и у нас был очень плохой HR-бренд компании.
Я говорил, что нужно в первую очередь заниматься привлечение операторов, искать каналы, откуда их можно брать, писать статьи, создать сайт и так далее.
Насчет того, что он сказал, что я заводил себя как рекла: еще зимой как только мы начали работать, я сказал, что у меня есть проект от другого инвестора по NFT. Там обучающий курс и я спросил, а можно ли попробовать интегрировать этот проект, залить трафик. Хотел посмотреть, получится это или нет. Он письменно дал добро и в Slack есть это. Также он еще порекомендовал другую партнерку, в которую можно инфопродукт завести.
Мы завели этот проект, получили несколько лидов и опять же это было весной. Если даже мне предъявить, что я кого-то из подрядчиков, например из аудиторов или рекламодателей, то это же в плюс проекту, а не в минус.
CPA.RU: Можешь ли ты написать, в каких проектах ты работал раньше до М1? Очень много сейчас публикаций, в которых представлен как сотрудник только от М1, у тебя какие-то проекты были до этого, но без названий, без конкретики. Хотелось бы представить немножко в другом свете, чтобы не было каких-то сомнений.
Я проекты могу предоставить. И те, которые давно были, но не все. Потому что во многих есть NDA. К тому же есть проекты очень крутые и я не хочу, чтобы эта ситуация как-то их касалась.
Есть много старых. Но нужно ли это. Чтобы кому доказать, что я занимался проектами?
По окончанию интервью Влад обещал нам скинуть проекты, но так и не скинул. Да и мы согласны с тем, что это не имеет никакого отношения к ситуации: старые проекты — это старые проекты, если бы к работе Рудницкого были вопросы, то кейсы всплыли бы еще раньше.
Что редакция CPA.RU думает по поводу ситуации с М1 и Рудницким
После общения с Владом, прочтения кейсов и ответов от М1, у нас появилась своя точка зрения насчет всей этой ситуации:
Лагутенко решил до конца не разбираться в ситуации или просто уволил сотрудника, который ему оказался неудобен в определенный момент. Поднятие М1 с колен опять отменяется: как можно поднимать то, что скамят свои же сотрудники?
Рудницкий на протяжении долгого времени работал без какого-либо договора, на доверии, при этом даже не подумал о том, что стоило бы иметь какие-то пруфы своей непричастности. И это зная, что два предыдущих СЕО обвинялись в скаме и что в компании творится дурдом.